9 августа отмечается День строителя!
Родившийся одновременно с одним из самых знаменитых символов советского быта, “хрущевками”, День строителя отмечается в нашей стране вот уже 60 с лишним лет. Считается, что идея учредить День строителя посетила первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева во время визита на строящуюся Жигулевскую ГЭС. Впервые День строителя отметили 12 августа 1956 года.
Есть у праздника довольно необычные традиции.
Например, был в ходу обычай посвящения новичков в профессию.
Опытные строители предлагали “молодому” откусить кусочек хлеба с солью — это означало “пуд соли”, который нужно съесть, чтобы освоить свою специальность.
Следующее испытание – подержать руки над чашей с огнем, так можно почувствовать, как “горит” будущая работа.Ну и в финале ритуала новообращенный произносил клятву строителя. При этом на его голову надевали каску, по которой иногда ударяли кирпичом – к счастью, только символически.
Оберег под первым венцом дома -это одна из самых древних строительных примет. Считалось, что оставленный под первым венцом предмет защитит здание от катаклизмов, а его жителям подарит благосостояние. В качестве оберега часто выступал серебряный рубль, иногда зерна. Из совсем экзотических вариантов под сруб клали крыло утки или голову крысы. Сейчас крыс в фундамент, конечно, не прячут, но традиция отмечать старт строительства осталась.
Так, начиная новую серию домов, о первую плиту разбивают бутылку шампанского – совсем, как при спуске на воду кораблей.
Еще у славян считалось, что лучший день для начала возведения нового дома – вторник или четверг. Христианство наложило на это поверье свой отпечаток: важно, чтобы стройка не выпадала на дату памяти святых мучеников (а то жилье так и не достроится). Ну и работы лучше начинать на полной луне, чтобы здание вышло крепче.
А вот эта, наверное, самая приятная для строителей примета. Хозяева старались их всячески задобрить: угощать начинали до начала стройки и потом еще в процессе несколько раз устраивали щедрые застолья. Считалось, что если плотников и печника плохо угостили, то и жить в построенном ими доме будет плохо.
К сожалению, до нас не дошли сведения о том, соблюдались ли указанные традиции при строительстве производственных сооружений на Усть-Боровском солеваренном заводе.
Но вот то, что их строили – настоящие мастера своего дела, мы точно можем сказать. Уже больше ста лет прошло, как построены объекты солеваренного промысла, а наши посетители не перестают удивляться мастерству строителей, создавших рассолоподъемные башни, соляные лари, варницы и амбары без единого гвоздя.
Рассолоподъемные башни, представляющие довольно мощное сооружение , были построены без фундамента.
Соляные лари строились из плотно подогнанных между собой брусьев, пазы между ними хорошо проконопачивались и заливались смолой. Для сохранения вертикальности стен ларя, они подпирались бревнами и стягивались деревянной обжимной рамой. Такая система стяжки была предусмотрена для того, чтобы стены ларя не выпучивало от соляного рассола.
С архитектурной точки зрения не может не вызывать восхищения сложная система взаимосвязанных стропильных конструкций и перекрытий, примененных в варницах. В частности, конструктивное решение перекрытия без единой опоры обширного пространства до 400 квадратных метров отличает остроумность системы подвески балок перекрытия к стропильным фермам посредством железных хомутов и растяжек.
Подобных деревянных конструкций в России практически нет, поэтому сохранившиеся на территории нашего музея-заповедника образцы промышленной деревянной архитектуры конца 19 – начала 20 века являются уникальными.