Дорогой посетитель, теперь ты можешь пройти все этапы выварки соли в игровом режиме.
Полный комплекс соляного промысла включал рассолоподъёмные скважины и башни, соляные лари, варницы и соляные амбары.
Рассол нужно было выкачать из-под земли. Бурение соляных скважин до 1870 года производилось вручную: бур с силой опускался в землю с большой высоты, затем поворачивался с помощью ворота, поднимался, и из него выбивалась выбранная порода. В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна диаметром “с край на край аршин без двух вершков” — 62 см. По ней бадьями поднимали рассол. Проходка скважин таким образом занимала порой от 3 до 5 лет, а рассолоподъёмная труба становилась самым дорогостоящим элементом солеваренного производства.
С XVII в. стали применять насосы — над скважиной появился сруб рассолоподъемной башни, прототипом которой, как полагают некоторые исследователи, послужила башня крепостная. При помощи насосов, рассол из недр земли устремлялся на высоту третьего яруса башни. Прочно стоит на земле 12-метровая башня. Сруб ее от подножия кверху сужается: верхние венцы срублены из более тонких бревен, а длина венцов убывает по высоте стены.
Подобные конструкции над соляными скважинами не имеют аналогов в России.
Затем рассол по рассолоотводу самотёком поступал в соляной ларь – следующее звено технологической цепочки выварки соли. Соляные лари на промыслах Прикамья появляются в последней четверти XVIII века. Чтобы стены ларя под тяжестью рассола не выпучивало, попарно ставились вертикальные бревна. Пазы между ними тщательно проконопачивались и заливались смолой. Вся эта конструкция стянута “обручем” — горизонтальной деревянной рамой. Сверху ларь накрывался двускатной крышей. Лари были связаны с варницами подземными деревянными трубам, по которым рассол выпускался через отверстия в нижней части ларя непосредственно на чрены.
Важнейшим элементом цикла была выварка соли. Варницы являлись основными сооружениями солеваренного завода. Классический вид варницы, квадратной в плане с четырёхскатной кровлей и паровыходным отверстием, сложился в XVIII веке и с тех пор практически не менялся. Только в 1895 году ко всем варницам были пристроены кирпичные трубы, что говорит об их преобразовании в белые, так называемые «баварские» варницы: под чренами таких варниц устанавливались различной системы жаровые ходы, завершающиеся дымовыми трубами.
Соль вываривалась на цыренах – своеобразных противнях. Они имели размеры от 125 до 144 кв. м. Изготавливались из листов железа толщиной 12 мм, которые сшивались между собой с помощью заклёпок. Кузнец – цыренщик был необходимым человеком на заводе. Только в 1940 году клёпаные цырены были заменены на сварные.
Рассол на цырен подавался непосредственно во время варки. Выварка соли происходила при поддержании равномерного тихого жара в печах. В результате медленного кипения рассола образовывалась откристаллизовавшаяся соль. Её собирали специальными скребками в углы цырена, откуда она подавалась деревянными лопатами на деревянные настилы – полати. На них соль продолжала досушиваться. Выварка одной партии соли продолжалась непрерывно около суток. Подряд вываривалось 20-25 партий соли, после чего цырен чистился от соляного осадка и вновь загружался рассолом.
Готовая соль собиралась в рогожные мешки и доставлялась специальными рабочими-соленосами в амбары, так называемые «соляные магазейны», в которых накапливался годичный запас соли для её последующей отправки водным путём. Внутри амбар делился на 10 секций – закрома, куда соль загружали сверху. Амбар поставлен у самой воды на ряжи — бревенчатые клетки. Они служили не только фундаментом для амбара, но и охраняли соль от намокания во время разлива реки. Для своего времени амбары являлись гигантскими постройками: длина – 52 м, ширина – 19 м, высота до конька крыши – 15 м. Загрузка и выгрузка амбаров первоначально производилась вручную.
Соленосы с мешками на спине по специально установленным эстакадам доставляли соль на разгрузочные площадки на крыше амбаров. Позже были построены рельсовые солекатные дорожки – эстакады для выгрузки соли прямо в баржи, которые весной по большой воде вплотную подходили к нему.
Перевозилась соль на рынки Нижнего Новгорода и Рыбинска по Каме и Волге на баржах владельцев завода и купцов, специализировавшихся на продаже соли. Для этого использовались специальные плоскодонные суда вместимостью от 30 до 65 тысяч пудов соли. Как правило, одновременно шли несколько барж, объединенных в соляной караван.
Посетив экскурсию Вы ощутите весь процесс выварки соли-пермянки и прикоснетесь к объектам культурного наследия 19 века.